Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

~Пятихатия~

15:58 

Мир игры

Пятихатия
Мир «Пятихатии» создавался при активном участии Елены Шпит и Сергея Бутенко. Я очень признателен им и всем остальным участникам ролевой игры «Пятихатия. Новые времена» за совместное сотворение целого мира, за то, что мир стал живой и реальный. На форумной игре можно будет встретить отсылки к сюжету «полигонной» Пятихатии. Надеюсь, что любые параллели с реальными игроками будут восприняты благосклонно и вызовут лишь приятные воспоминания.


Вводная.

События игры будут происходить в Пятихатии – небольшом отрезанном от внешнего мира княжестве, затерянном среди непроходимых лесов, горных хребтов и болот. Обжитые людьми земли княжества граничат с «Дикими землями» - местами, населёнными странными и непонятными, а иногда страшными и опасными разумными обитателями, называемыми нелюдью. Реальность существования нелюди очевидна для всех жителей Пятихатии, хотя воочию убедиться в этом доводилось немногим. Это мир, в котором главная угроза для человека исходит не от других людей, а от непонятных сил, имеющих свою нечеловеческую логику. Прошло всего несколько веков с тех пор, как княжество посещали боги. И это не миф, рассказываемый жрецами, а исторический факт. Боги оставили огромное количество следов своего присутствия, которые можно наблюдать и по сегодняшний день. Весь этот мир пронизан незримым волшебством, тесно связанным с природой и божественными силами. Жизнь людей полна суеверий и странных магических ритуалов, в необходимости и эффективности которых ни у кого нет сомнений. Это мир древних тайн, непонятных божественных знаков, обрядов и дивных созданий. Здесь материальная повседневная жизнь неотделима от мифов, легенд и верований. Населённые людьми земли можно при желании пересечь за несколько дней, в то время как загадочные «Дикие земли» тянутся во всех направлениях на многие недели пути. Это мир, где люди веками пытаются найти компромисс между развитием и гармонией с природой. Это мир Пятихатии…



Общее описание игрового мира.

По жанру игра относится к славянскому фентези. Тут нет чёткой привязки к определённому историческому периоду или местности «реального мира» в плане быта, костюма, вооружения, технического развития или верований. Мир «абстрактно славянский», совмещающий в себе черты славянских княжеств и Киевской Руси где-то с VII по XIII века. Такой широкий разброс в деталях, присущих разным историческим периодам, обусловлен тем, что княжество развивалось не постепенно, как это было в реальном мире, а под непосредственным влиянием прямого божественного вмешательства, что не могло не сказаться на жизни людей. Многие области науки и производства были за короткое время искусственно развиты, миновав множество промежуточных стадий и перескочив целые века «нормального» исторического развития. В то время как некоторые аспекты человеческой жизни остались архаичными, существенно отстающими от технического развития.

Не могло не сказаться на жизни людей и то, что различные волшебные и божественные силы объективно существуют в этом мире. То, что крестьянин, перед тем, как засеять поле, подносит дары Богине Плодородия, объясняется не его невежеством, а тем, что в этом мире такое жертвоприношение реально работает и действительно увеличит будущий урожай.

Дикие земли – леса и болота, окружающие княжество, – помимо зверей, населены разумной нелюдью. Нелюдь, так же, как и божественные силы, реально существует, хотя в последнее время не оказывает существенного влияния на жизнь княжества. Нечеловеческие разумные существа взяты из славянской мифологии и русских сказок. Это лешие, водяные, мавки, вурдалаки и т.д. Но стоит иметь в виду, что свойства, поведение и логика данных существ, населяющих мир Пятихатии, могут существенным образом отличаться от свойств их сказочных прототипов.



География.

Из-за особенностей ландшафта, княжество Пятихатия является отрезанным от остального мира, называемого жителями княжества Загорьем или Залесьем.

Основная часть княжества расположена на большой Плоской равнине, изредка пересекаемой невысокими холмами, небольшими оврагами и неглубокими быстрыми реками. Иногда встречаются отдельные лиственные рощи и небольшие леса, которых, если верить древним преданиям, в прежние времена было намного больше. Плодородные земли центральной части Плоской равнины наиболее заселены людьми. Изредка люди селятся большими деревнями до 50 дворов, но чаще предпочитают небольшие поселения в 15-20 дворов или отдельные хутора. Ближе к окраинам Плоской равнины земля менее пригодна для выращивания урожая. Там встречаются поселения животноводов, выпасающих свои стада на обширных пастбищах и поселения лесорубов, селящихся на границах Плоской равнины, где леса больше и древесина хорошего качества. Иногда встречаются небольшие поселения и отдельные жилища охотников. Вдоль наиболее крупных рек, пересекающих Плоскую равнину, селятся маленькими поселениями рыбаки, хотя в большинстве мелких рек Пятихатии рыбы недостаточно, чтобы можно было прокормиться только с рыбного промысла.

В самом центре Плоской равнины земля резко вздымается вверх, образуя несколько довольно высоких холмов с плоскими верхушками. На данной возвышенности и выстроен Стольный град – столица княжества и, фактически, единственный крупный город. На самом высоком из холмов возведён княжий терем и другие административные и военные постройки.

С севера Плоская равнина довольно резко сменяется возвышенностями, переходящими в горный хребет, называемый Зубцовыми Горами, Зубцами или Зубьями. Это довольно невысокие горы, не имеющие снежных шапок, тем не менее, очень крутые и пересечённые множеством ущелий. Зубцовые горы считаются непроходимыми, делая практически невозможным путешествия из княжества напрямую в Загорье. Есть письменное подтверждение лишь одному случаю, когда из Загорья человеку удалось проникнуть в земли княжества, хотя ходят слухи, что были и другие гости из внешнего мира, пришедшие этим путём. Но никому не удалось покинуть земли княжества, пройдя через Зубцы и вернуться назад. Возле Зубцовых гор расположено несколько посёлков рудокопов, одновременно являющихся центрами по выплавке железной руды. Это чуть ли не единственные места в княжестве, где возводят строения не только из дерева, но и из камня и встречаются участки мощёных камнем дорог. В Зубцах берёт своё начало множество быстрых мелких речушек, текущих на юг через Плоскую равнину.

С юга, юго-востока и юго-запада земли княжества граничат с Долгим болотом, раскинувшимся на многие километры в огромной сырой низине. Долгое болото питается множеством родников и небольших рек, берущих начало в Зубцах и протекающих через равнинную часть Пятихатии. Болото относительно узкое с севера на юг, но невообразимо длинное с запада на восток, оно обхватывает треть земель княжества, постепенно сменяясь низкорослыми густыми лесами на западе. Почти всё Долгое болото считается непроходимым. Известен лишь один достаточно надёжный и широкий брод, по которому можно относительно безопасно пересечь всё Долгое болото, хотя, по слухам, многим смельчакам удавалось пересечь болото и в других местах, но все остальные тропинки крайне ненадёжны и недолговечны. Фактически, этот брод, называемый Болотный Путь, является единственной известной постоянной дорогой, соединяющей княжество с внешним миром.

На западе между изгибом Долгого Болота и Зубцовыми горами, простираются низкорослые Гиблые леса. На сырой, наполовину заболоченной местности, переплелись ветвями и корнями низкие, скрюченные хвойные леса и кустарник. Эти леса являются абсолютно непроходимыми для человека, не известно ни одного случая, чтобы кому-то удалось пробраться через многие километры густо переплетённых колючих сырых ветвей. Древесина Гиблых лесов очень низкого качества и не годится для строительства и даже плохо горит, в Гиблых лесах не водится никаких крупных зверей, на которых можно бы было охотиться. Почва там очень влажная и местами заболоченная. Возле границ Гиблых лесов почти никто не живёт, они абсолютно бесполезны экономически, хотя к их границам иногда ходят собирать редкие лекарственные травы, грибы и ягоды.

На востоке княжества протекает наиболее широкая и полноводная река – Белостуйная, которая образуется слиянием нескольких небольших рек, берущих начало в Зубцовых горах. Вода в Белоструйной невероятно прозрачная и приятная на вкус. В ней водится огромное количество рыбы, так что западный берег Белоструйной –единственное место в Княжестве, где рыбная ловля является основным занятием населения. Восточный берег Белоструйной очень крутой и каминистый, резко поднимающийся над водной гладью на несколько метров. Преодолеть его непросто, но, всё же, возможно. По словам тех, кому удавалось пересечь Белоструйную, на востоке от земель княжества расположена каменистая долина, пересечённая множеством ущелий и быстрых рек. Их быстрое течение и каменистое дно, усыпанное острыми обломками скал, делают невозможным путешествия на восток больших групп людей и транспортировку товаров, однако, некоторым смельчакам в одиночку или небольшими группами всё же удавалось пересекать долину. На юге Белоструйная течёт по заболоченным землям, уходя за Долгое болото. Несколько крупных порогов на участке, где река спускается в низину Долгого болота, делают невозможным путешествие по реке на лодках, а заболоченные берега не позволяют транспортировать лодки по суше, чтобы преодолеть опасные участки.

Таким образом, земли княжества ограничены Долгим болотом с юга, Гиблыми лесами с запада, Зубцовыми горами с севера и рекой Белоструйной с востока. Гости из внешнего мира появляются на землях княжества крайне редко и почти всегда приходят через Болотный путь, достаточно проходимый для того, чтобы его могли преодолеть пешие путники, несущие товары, или небольшой легковооружённый отряд.

За Долгим болотом раскинулись бескрайние дремучие леса – Дикие земли. Эти места таят в себе множество удивительных тайн и опасностей. Именно в Диких землях обитает загадочная нелюдь. Эти леса вполне проходимы для человека и даже для вьючных животных, однако животным крайне трудно пересечь узкий Болотный путь, соединяющий Пятихатию и Дикие земли, что делает невозможным прибытие караванов с товаром из внешнего мира. Князья несколько раз предпринимали попытки освоить часть прилегающих к княжеству Диких земель, богатых ценной древесиной, самородными металлами и пушным зверем, однако, закрепиться на новых местах людям пока так и не удалось.










Экономика и научно-техническое развитие.

Княжество Пятихатия является изолированным и в то же время полностью самодостаточным в экономическом плане. Практически полное отсутствие внешней торговли и прямое божественное вмешательство в развитие технологий наложили существенные отпечатки на принципы производства и распределения товаров.

Научно-технический прогресс, в плане технологий производства материальных ценностей и развития сельского хозяйства, сопоставим с уровнем позднего средневековья нашего мира. Познания в медицине и «фундаментальной» науке, распространение грамотности среди населения и развитие бюрократического аппарата существенно превосходят средневековый уровень. Развитие военного дела и строительство фортификационных сооружений существенно отстают от средневекового уровня.

Если верить старинным преданиям, на момент прихода троих богов, племена, населявшие современную территорию княжества, кормились преимущественно охотой и собирательством. Они жили в примитивных землянках, не имели собственной письменности, почти не умели лечить болезни и, за редким исключением, не занимались земледелием. Некоторые племена умели производить примитивные металлические инструменты, обрабатывая медные самородки, находимые на Долгом болоте. Боги прожили рядом с людьми около века, за который жители Пятихатии и получили от богов подавляющее большинство знаний и умений. За три с лишним столетия с момента исхода богов не произошло качественного развития науки и ремёсел, а некоторые знания (например, строительство мощёных дорог и каменных зданий) за ненадобностью были почти забыты. Но, тем не менее, лишившись божественного покровительства, люди не пришли к состоянию упадка, а наоборот развили и количественно приумножили многие наиболее полезные им знания и умения. За три века с момента ухода богов земли изменились до неузнаваемости. Разрозненные племена со временем были объединены в единое княжество с сильной централизованной властью, постепенно занявшее все населённые земли.

На сегодняшний день княжество Пятихатия переживает период экономической стабильности. Люди расселились по всем пригодным для земледелия районам княжества, еды производится достаточно, чтобы делать запасы на случай последующего неурожая, возможности бюрократического аппарата и налаженная торговля позволяют обеспечить едой любой нуждающийся посёлок. Голод и лишения остались в прошлом, любой неленивый житель княжества может позволить себе приобрести железные инструменты или профессионально произведённые предметы быта. Ничто не предвещает экономических несчастий или наступления периода упадка, но и особого развития в последнее время не наблюдается.

Жители княжества умеют добывать и обрабатывать железо, некоторые цветные металлы (медь, серебро, золото), а также драгоценные камни, обладающие мистическими свойствами. Известна технология выплавки железа из железной руды, которая добывается в Зубцовых горах. Нет необходимости в строительстве глубоких шахт – месторождения пока позволяют добывать руду довольно близко к поверхности, обеспечивая потребности жителей княжества в железе.

В княжестве хорошо развита торговля. От Стольного града во всех направлениях расходятся грунтовые дороги, ведущие к поселениям рудокопов, сельскохозяйственным селениям и посёлкам лесорубов. Жители Пятихатии умеют строить повозки для транспортировки грузов. В качестве тяговых животных используются волы. В Пятихатии совсем нет и никогда не было лошадей, хотя, есть письменные упоминания, что торговцам из Загорья удавалось пересечь Болотный путь верхом на странных животных, но торговцы отказались их продавать. Путешествовать можно только пешком или в повозке, запряжённой волами, но путешествие в повозке будет ещё более медленным и целесообразно только при транспортировке товара. Вдоль основных дорог выстроены постоялые дворы, где за небольшую плату путешественник может поесть и переночевать. Княжеских посланников постоялые дворы обязаны принимать бесплатно и предоставлять всё необходимое.

На территории княжества ходят монеты, изготавливаемые из цветных металлов княжеским монетным двором. Учитывая почти полное отсутствие внешней торговли, нет особой необходимости в обмене ценностей через эквивалент цветных металлов, но, всё же, боги «изобрели» металлические деньги и люди до сих пор пользуются ими, что существенно облегчает торговлю. Монеты бывают трёх номиналов – медные, серебряные и золотые. Стоимость монеты равна стоимости материала, из которого она изготовлена, но запрещено расплачиваться цветными металлами не в форме монет, дабы чиновники князя могли отследить торговые операции и собрать соответствующие налоги. Непосредственно цветной металл (в виде самородков, песка или лома) можно обменять на монетном дворе или у купца на соответствующее количество монет или использовать для изготовления изделий. Следует отметить, что в мире Пятихатии цветные металлы – очень ценные компоненты для многих магических предметов и ритуалов. Также данные металлы имеют собственную небольшую магическую силу (например, ювелирные изделия могут обладать определёнными полезными свойствами), что делает их ещё более ценными. Золотые монеты обладают очень высокой стоимостью и используются достаточно редко. В основном, торговые операции с использованием золотых монет совершаются в Стольном граде, так как только там проводятся достаточно крупные сделки, где целесообразно использовать золото. Стольный град является своего рода единым торговым центром, куда стекаются товары со всего княжества и уже потом распределяются исходя из спроса по местам. Купцы, имеющие собственные повозки и вьючных животных, как правило, скупают на местах сельскохозяйственную продукцию и другие товары, производимые вне Стольного града, хотя, довольно часто крестьяне из прилегающих к городу земель самостоятельно сбывают продукцию в столице. Чем дальше от Стольного града, тем неохотнее население использует для торговли монеты, предпочитая натуральный обмен. В качестве «денег» ближе к границам княжества часто используются гвозди, металлические рыболовные крючки и грузила, швейные иголки, наконечники для стрел. Их, в отличие от монет, можно использовать непосредственно в хозяйстве, а не ждать появления следующего купца.

Стольный град – единственный крупный город княжества. Здесь расположены резиденция князя, гарнизон и арсенал княжеской дружины, библиотека, главный храм Трёх богов, большая торговая площадь, многочисленные ткацкие и гончарные мастерские, кузницы, торговые лавки. Город обнесён по периметру высоким частоколом, попасть внутрь можно через одни из четырёх ворот, расположенных с четырёх сторон света. На наиболее оживлённых улицах проложена деревянная мостовая, а возле северных ворот, куда приходят тяжело гружёные повозки с железом, есть участки каменной мостовой. Почти все постройки в городе бревенчатые, каменных построек почти нет, хотя теоретически их возможно возвести. Для нового строительства деревянных домов, брёвна приходится привозить с окраин княжества, так как вблизи столицы не осталось крупных лесов с древесиной подходящего качества.

В Стольном граде довольно большая часть жителей (около трети взрослых мужчин и четверти женщин) умеет читать и писать. Обучение грамотности не бесплатное, но вполне доступное для большинства горожан, впрочем, далеко не все видят смысл в чтении и письме, так как все вывески на лавках обычно дублируются соответствующей картинкой. Доступность и распространённость грамотности объясняется наличием технологии производства бумажных листов, полученной от богов. В Стольном граде несколько мастерских занимаются только изготовлением бумаги. Бумага производится вручную и каждый чистый лист стоит довольно дорого, но объёмы производства довольно большие. Листы обычно не переплетают в книги, а хранят в нескреплённом виде в берестяныз папках или круглых тубусах. Основная часть ценных записей собрана в городской библиотеке – одном из немногих каменных зданий, выстроенном на месте сгоревшей деревянной библиотеки. Там хранится множество ценных записей об устройстве мира, ремёслах, быте, поверьях, философских трактатов о смысле жизни, записей со слов очевидцев разных значимых событий. Хранитель библиотеки обычно является и основным «автором» - в его обязанности входит собирать и записывать новые знания и вести летопись главных событий. Многие хранители пытались самостоятельно проводить различные опыты и эксперименты, решать философские вопросы. Их иногда называют «учёными» или «философами». Хотя, большинство было лишь библиотекарями и писарями. Своя библиотека есть и в центральном храме Трёх богов. Там можно найти огромное количество документов, написанных на «старом письменном наречии» или «божественном наречии» - более сложном алфавите, которому изначально боги обучали дикие племена и который, судя по всему, являлся письменным языком для самих богов. Устная речь тогда существенно отличалась от современной, а буквы старого алфавита мало похожи на те, которыми пользуются сейчас. Немногие умеют читать на «старом наречии», большинство записей, сделанных на нём, было уничтожено при пожаре в городской библиотеке. Но жрецы Трёх богов хранят и передают своим ученикам умение понимать древний язык. Своя небольшая библиотека, одновременно являющаяся архивом и канцелярией, есть и у князя. Княжескя библиотека расположена среди прочих административных построек, доступа в неё для обычных горожан нет, хотя хранящиеся в ней документы мало кого заинтересуют, кроме княжеских чиновников.

Научные познания в медицине довольно невысокие, но смертность от болезней и ранений крайне низкая – большинство ран и заболеваний излечиваются при помощи ритуалов и целебных снадобий, изготовляемых жрецами. Магические действия и волшебные зелья, изготовляемые, казалось бы, из не совсем целебных компонентов, действительно способны исцелить больного. Есть упоминания, что боги учили людей врачевать и без использования магических сил, но данные умения, за ненадобностью, использовались крайне редко. Жителям Пятихатии неизвестно тяжких смертельных заболеваний, в княжестве за его историю не было масштабных эпидемий. Однако встречаются упоминания, что в былые времена целые изолированные посёлки вымирали от болезней, предположительно насылаемых нелюдью.

Нельзя не отметить, что на экономику довольно весомое влияние оказывает возможность волшебного воздействия. Например, жрец может заговорить запас провизии, чтобы тот дольше не портился. На амбар можно повесить оберег от вредителей. Магическим образом можно вылечить коров от болезни или увеличить надои молока. Но, всё-таки, любая магия жрецов Троих богов предметная, требующая определённых дорогостоящих компонентов для совершения ритуалов. Многие экономические действия, опирающиеся на помощь магии, могут оказаться просто невыгодными, так что несмотря на теоретическую возможность, довольно не всегда крестьяне и ремесленники прибегают к волшебной помощи, часто полагаясь только на свои силы.








Политическое устройство и вооружённые силы.

Постепенно административная, военная и высшая судебная власть сосредоточились в руках князя. Формально существовавший порядок выбора князя из числа наиболее способных представителей военного сословия около века назад сменился наследственной передачей власти княжескому старшему сыну. Правящий ныне князь Лучеслав – представитель второй княжеской династии Пятихатии – династии Святополковичей, сменившей более столетия назад прежнюю династию. Князь является военным начальником всех вооружённых сил Пятихатии. В его обязанности входит командование княжеской дружиной и поддержание её боеготовности, содержание городской и приграничной стражи, сбор и вооружение ополчения в случае внешней угрозы, руководство военными действиями. Также князь, опираясь на своих советников и чиновничий аппарат, устанавливает торговые пошлины и налоги с любых коммерческих операций. Князь издаёт указы, с момента издания имеющие силу постоянно действующих законов.

Князь вершит суд при совершении наиболее тяжких преступлений, более мелкие нарушения рассматривают судьи, говорящие от имени князя. В основном, за мелкие провинности нарушитель отделывается штрафом или компенсацией ущерба. За более серьёзные нарушения, преступнику может грозить ссылка в единственную тюрьму-поселение Пятихатии – посёлок Лихой, находящийся у подножия Зубцовых гор. Там осуждённый будет несколько лет добывать железную руду, пока не истечёт его срок. В исключительных случаях, за особо тяжкие преступления, преступника могут приговорить к повешенью, но такое случается не часто.

Князь при помощи своих чиновников, распределяет полученные от сбора налогов и пошлин средства на ремонт и строительство городских зданий и мостовых, содержание дорог, библиотек, оружейных, выплату жалования всем служащим и добытчикам руды, ремонт и замену инструментов для добычи и выплавки металлов. Все шахты и центры по выплавке железа считаются принадлежащими княжеской династии. Доход от производства железа также идёт в княжескую казну.

Из-за изолированности Пятихатии от внешнего мира, угроза вторжения многочисленных войск неприятеля довольно невысокая. Крупной регулярной армии, как таковой, в Пятихатии нет. Однако за историю существования княжества было несколько случаев внешнего вторжения, когда через Болотный путь на территорию Пятихатии в поисках добычи и невольников приходили вооружённые отряды. Опасность также представляет появление на границах Диких земель местных разбойников, изредка объединяющихся в банды. Поэтому для обеспечения порядка и безопасности, в княжестве существуют небольшие вооружённые силы. Они делятся на княжескую дружину, городскую стражу и приграничную стражу.

Княжеская дружина – довольно малочисленная, но наиболее подготовленная и боеспособная часть вооружённых сил. Дружинники не являются военной аристократией в историческом понимании, они не имеют земельных наделов и зависимых крестьян. Княжеские дружинники Пятихатии – это лично преданные князю профессиональные воины, чья жизнь проходит в постоянных воинских упражнениях и охране князя и членов его семьи. Дружинники имеют лучшее вооружение из доступного в княжестве – закрывающие лицо шлемы, длинные кольчуги, броню из чешуйчатых пластин, металлические наручи и поножи. Доспех дружинника очень трудно пробить стрелой даже из самого тугого лука. Дружинники обучены совместно сражаться в едином пешем строю, прикрываясь большими каплевидными щитами и нанося удары копьями или действовать самостоятельно, вооружившись круглым щитом и мечём или боевым топором. Также каждый дружинник умеет отлично обращаться с боевым луком и метательными лёгкими копьями, что позволяет эффективно вести бой на расстоянии. Полное отсутствие кавалерии как таковой наложило определённый отпечаток на тактику действия дружины в бою. В случае встречи с неорганизованными лёгковооружёнными противниками, тяжеловооружённые дружинники, почти неуязвимые для стрел из лёгких луков, предпочитают расстреливать врагов издалека. Хорошо вооружённого и организованного противника дружинники встретят плотным боевым строем. Однозначно в княжестве нет такой силы, которая бы смогла противостоять в открытом бою княжеской дружине. Все вторгавшиеся в Пятихатию вражеские отряды были разбиты дружиной, наиболее крупное столкновение дружинников с захватчиками вошло в историю как «Великая битва Пятихатии». Дружинники разбивали наиболее опасные банды разбойников и пресекали любую смуту на границах княжества. Но, всё таки, лишённая лошадей княжеская дружина крайне медлительна и не способна быстро реагировать на возникшие опасности. К тому же, дружинников слишком мало.

Для постоянного поддержания порядка в мирное время существует менее боеспособная, но более многочисленная стража. Городская стража в Стольном граде следит за порядком на улицах, задерживает преступников, сопровождает княжеских чиновников во время сбора торговых податей, дежурит на въездах в город. Также стражникам может быть поручено охранять какой-либо наиболее ценный груз при транспортировке. Городская стража, как правило, вооружена дубинками и небольшими деревянными щитами или короткими копьями. Городские стражники носят открытые шлемы, лёгкую кожаную броню или короткие кольчуги. Но в арсеналах городской стражи хранится и более тяжёлое вооружение вроде боевых луков, длинных копий, боевых топоров и больших щитов.

Для защиты от вторжения войск захватчиков или проникновения нелюди в обитаемые земли, возле Болотного пути выстроена приграничная крепость – единственное крупное фортификационное сооружение княжества. Крепость построена из дерева на возвышенности, с которой просматривается начало Болотного пути со стороны княжества. Были попытки построить оборонительные сооружения и в конце Болотного пути со стороны Диких земель, однако сейчас все постройки с другой стороны болота заброшены. В крепости несёт постоянную гарнизонную службу приграничная стража, в чьи обязанности входит охрана Болотного пути, патрулирование земель вдоль Долгого болота и защита населения окрестных посёлков от разбойников. В приграничной крепости расположены казармы, оружейные, склады с провизией. За историю существования крепости было 2 случая её осады войсками вторгшегося неприятеля, но в открытом бою крепость так и не была взята. Крепость пала лишь во время «смуты Мстиведа-Кровавого», когда ночью отряду разбойников удалось под покровом тьмы пробраться в крепость и перерезать большую часть спящего гарнизона. Тогда земли до самого Стольного града оказались беззащитными перед лицом опасности, и княжество надолго погрузилось в хаос. С тех пор вокруг крепости расчищено от растительности большое пространство, на котором каждую ночь зажигаются костры, делающие невозможным незаметно приблизиться к крепости. Тем не менее, служба в приграничной крепости даже в мирное время считается очень опасной.

Существует и отдельный небольшой отряд стражи, занимающийся охраной заключённых, добывающих руду в посёлке Лихой, а так же конвоирующий осуждённых преступников по дороге к месту заключения.

В случае большой угрозы для всей Пятихатии, князь может объявить сбор ополчения. Все взрослые мужчины Стольного града и окрестных деревень обязаны поступить под начало стражников и дружинников и выступить для защиты родного края. Ополченцы вооружаются оружием и доспехами, хранящимися в княжеских оружейных, но, в случае необходимости, могут вооружаться и собственными силами, используя в качестве оружия имеющиеся инструменты. Масштабный призыв ополчения случался три раза за историю княжества – во время двух наиболее массовых вторжений извне и во время смуты Мстиведа Кровавого.

В Пятихатии не известна технология производства пороха. Не производятся арбалеты, хоть в летописях и упоминается про «луки на топорищах», которыми были вооружены охранники приходящих купцов. Вооружённые силы Пятихатии никогда не сталкивались с кавалерией и не знают, как с ней воевать. Также в княжестве не было построено никаких метательных военных машин вроде баллист или катапульт.

Существует понятие «зачарованного оружия», но его особые свойства могут быть полезны только в случае борьбы с нелюдью. Для зачарования оружия жрецы проводят специальные сложные обряды, наделяя его теми или иными качествами. В последнее время такое оружие почти не производится за ненадобностью, а оставшееся хранится в княжеских оружейных или в приграничной крепости для защиты от нелюди, хотя та уже давно сама не тревожила людей.





В Пятихатии действует система законов, большая часть которых была описана более двух веков назад в «Законном писании». Изначально в него были записаны запреты, нормы и наставления, оставленные людям непосредственно богами. Но постепенно Законное писание расширялось, включая новые записи, а также регламентируя порядок наказания ослушавшихся. Жители княжества обязаны подчиняться и княжеским указам, имеющим ту же законную силу, что и правила писания. Несколько десятилетий назад была проведена законная реформа, объединившая накопившиеся княжеские указы и правила Законного писания в единые систематизированные и упорядоченные «Законы Пятихатии», за выполнением которых следят специальные княжеские чиновники, опираясь на силовую поддержку стражи. В случае нарушения закона, стража задерживает преступника и помещает его в «тюремную избу» или (в случае сопротивления) в «тюремную яму» до начала суда. Большинство дел разбирают судьи – княжеские чиновники, ответственные за вынесение приговора. Но говорят они от княжеского имени, так как формально только князь имеет право судить нарушившего закон. Теоретически, князь может присутствовать на любом судебном процессе и выносить приговор. На практике, князь лично рассматривает только самые тяжкие или необычные преступления.
Как правило, законы имеют форму запретов на те или иные действия, с описанием наказаний, грозящих нарушившему закон. Большинство наказаний за мелкие нарушения сводятся к выплате денежного штрафа в княжескую казну и компенсации пострадавшему. Подобное наказание может грозить за неумышленную порчу имущества, случайное умерщвление домашних животных, начало драки (в которой никто серьёзно не пострадал), мелкое воровство (в случае, если вор прежде не был замечен в подобном), оскорбление и клевету, обнажение оружия в черте Стольного града (если оружие не было применено). Существенный штраф может грозить за публичное неуважительное высказывание о князе или членах его семьи.
За более серьёзные преступления может грозить ссылка в посёлок Лихой на срок от года до 25 лет, в зависимости от тяжести преступления. Осуждённый всё это время обязан добывать железную руду. За отлынивание от работы срок может быть увеличен. В Лихой чаще всего отправляют воров, которые неоднократно попадались на кражах или тех, кто по неосторожности покалечил или убил человека. Наиболее долгие сроки получают пойманные бандиты, грабившие (но не убивавшие) путников на дорогах и фальшивомонетчики, пытающиеся чеканить копии княжеских монет, подменяя драгоценные металлы. Такое в последнее время случается не часто – в благополучный и сытый период «Затишья», преступников крайне мало.
За наиболее страшные преступления грозит казнь через повешенье. Подобная смерть ждёт осуждённых душегубов, убивших ради наживы, поджигателей, подстрекателей к открытому мятежу против княжеской власти. К повешенью, как правило, может приговорить только лично князь, вершащий суд над самыми опасными преступниками. В последние несколько лет никого не вешали.
Выделяются «экономические» преступления, такие как обман при торговле или неуплата налогов. Помимо уплаты очень крупного штрафа, нечестному купцу может быть навсегда запрещено торговать в землях княжества.
Есть определённый перечень правил поведения в черте Стольного града, относящихся к гостям столицы. За нарушение подобных правил стража может выдворить из города и навсегда запретить посещать Стольный град. В городе запрещено заниматься попрошайничеством, появляться на улице в непристойном виде, мешать спать или работать горожанам, пререкаться с городской стражей, портить здания или мостовые, мусорить и справлять естественные надобности в неположенных местах.
Также городская стража бдительно следит за тем, чтобы в черте города не обнажалось оружие. На чехол с оружием, колчан или ножны каждого прибывающего в город вооружённого жителя (например, охотника с луком или лесоруба с топором) при въезде в город наматывается верёвка и ставится глиняная печатка, не сломав которую, нельзя извлечь оружие. На выходе из города целостность печати проверяется.
Отдельно выделяются преступления, совершённые при помощи волшебства. Они доступны лишь для «природных магов», решивших использовать свой дар во зло. Такие преступления разрешаются при помощи жрецов Троих, которые участвуют и в вынесении приговора. Природного мага, совершившего злодеяние, могут лишить способностей при помощи специального ритуала или даже приговорить к смерти. За всю историю Пятихатии было всего несколько случаев суда над природными магами.






Вера в Трёх богов и магия Пятихатии.

Более 450 лет назад земли Пятихатии посещали Трое богов, которых люди называли Ишта, Вышень и Хранеж. Эти Трое не считаются творцами мира, они пришли в уже сотворённый мир к людям, чтобы нести знания. Почти всё, что умеют жители княжества, они переняли у Троих. Боги пришли не одновременно, а являлись по очереди с промежутком в несколько лет.

Первой пришла Ишта – богиня, обучившая людей возделывать землю и выращивать скот, ткать полотно и шить одежду, лечить болезни. Считается, что именно Ишта принесла людям первые семена пшеницы и привела детёнышей домашних животных. Сегодня крестьяне взывают к Иште и совершают подношения, чтобы увеличить урожаи. Ишту также чтят как покровительницу влюблённых, иногда называя её богиней любви. При проведении свадебного обряда по сегодняшний день возносятся обращения к Иште, призывающие её в свидетели создания новой семьи. Символом богини Ишты является серп – инструмент земледельца.

Вторым к людям пришёл Вышень. Легенды гласят, что он спустился с неба, а одежды его сияли подобно полуденному солнцу. Поэтому Вышня иногда называли бог-Солнце. Он обучил людей добывать и обрабатывать металлы, делать различные инструменты, строить прочные дома, обрабатывать камень. Вышня чтят как покровителя кузнецов, ремесленников, строителей, добытчиков руды и прочего мастерового люда. Символом Вышня является кузнечный молот.

Последним из богов на землю явился Хранеж. Он был облачён в доспехи и держал в руках оружие, так что люди сначала испугались его. Но Хранеж нёс людям не смерть и разрушение, а мир. Он научил людей владеть оружием не для убийства, а для защиты и поддержания порядка. Он обучил людей тому, что ныне зовётся «защитными жреческими чарами» и «созданием зачарованного оружия», то есть способам защититься от воздействия и нападений нелюди. Хранежа особо чтят воины, служители правосудия и те, кому выпало жить на границах Диких земель, сталкиваясь с нелюдью. Символом Хранежа является пятиконечная звезда, изображаемая на оберегах и воинских доспехах.

Боги прожили рядом с людьми около века. Иногда они странствовали, обучая своим знаниям различные племена охотников и собирателей, но, всё же, большую часть времени Трое проводили в посёлке Большом – самом крупном поселении Пятихании на момент прихода богов. Боги учили всех желающих, но у жителей Большого было больше возможностей для обучения. Постепенно посёлок стал разрастаться, в него приходило множество людей со всех уголков обитаемых земель, чтобы учиться у Троих. Многие из пришедших оставались жить в Большом. Сейчас на месте посёлка Большой возвышается Стольный град.

В какой-то момент боги оставили людей. Нет однозначного ответа, почему они ушли. Принято считать, что боги передали людям все свои знания и, посчитав свою миссию завершённой, отправились странствовать дальше или вернулись туда, откуда пришли. Летоисчисление в Пятихатии ведётся с момента Исхода богов. Год, когда боги покинули людей, считается нулевым годом. Записей тех времён почти не сохранилось, так как тексты, записанные многочисленными учениками Троих, нигде централизованно не хранились. Спустя примерно три десятка лет с момента Исхода богов в посёлке Большом начал строиться Главный (или Центральный) Храм Трёх богов. С тех пор он много раз перестраивался, но и по сей день стоит на том же самом месте.

Помимо технических знаний и умений, боги научили людей использовать сверхъестественные силы окружающего мира. На сегодняшний день использование «божественной магии» сохранилось в форме проведения ритуалов и подношений богам. Для каждого такого ритуала нужны определённые компоненты и материальный носитель, в который заключается волшебная сила. Жрецы способны создавать заговоренные амулеты и обереги, обладающие различными свойствами полезными в быту или защищающими от опасности. Подобные волшебные вещи бывают одноразовые, срабатывающие лишь при определённых условиях, или действующие постоянно в течение некоторого времени.

Кроме Центрального храма, расположенного в Стольном граде, существует ещё и большое количество «малых храмов». Это своего рода священные места, где находятся изображения Троих, выполненные из дерева. В малом храме жители могут самостоятельно о чём-то просить богов или приносить им подношения. Обычно малый храм есть в каждом поселении. Как правило, при малых храмах нет постоянных жрецов, совершающих обряды. Жрецы из Центрального храма раз в определённый период обходят малые храмы ближайших посёлков и проводят там необходимые ритуалы. Но при наиболее удалённых малых храмах постоянно живут младшие жрецы, так как путь из столицы туда слишком долог.

Следует отметить, что волшебство, творимое жрецами Трёх богов, не является единственным проявлением «магических чар», известных жителям Пятихатии. Вся нелюдь обладает определёнными волшебными свойствами, при помощи которых она способна воздействовать на человека. Среди людей, хоть и очень редко, рождаются те, кто способен самостоятельно без помощи богов совершать волшебные действия. Большинство таких людей женщины. Для них придумано множество названий – ведьмы, колдуньи, чародейки, волшебницы, природные маги или маги от природы. Людям с подобным дарам удаётся черпать силу из окружающего мира и его обитателей, творя свои магические заклинания. Как правило, волшебство «магов от природы» оказывает воздействие на психику окружающих людей подобно некоторым чарам, насылаемым нелюдью, но магический дар может быть и совершенно необычным вроде невероятного долголетия или умения предсказывать недалёкое будущее. В княжестве нет никаких гонений на немногочисленных природных магов, их не ловят и не сжигают на кострах. Жрецы стараются следить за природными магами, чтобы те не использовали свои способности во зло. Но, всё-таки «обычные люди» относятся к магам от природы с недоверием и стараются их избегать. Рано или поздно большинство природных магов покидает человеческие поселения, чтобы жить обособленно.

Жители княжества никогда не сталкивались с «боевой магией» вроде огненного шара или цепной молнии. Неизвестно, существует ли вообще в этом мире подобная магия. Несмотря на довольно большие возможности воздействия на отдельного человека или экономику жреческими чарами и волшебными способностями нелюди или природных магов, на поле боя магия мира Пятихатии почти бесполезна. Если, используя волшебство, можно защититься от отдельного нападающего или даже кучки разбойников, никому не подвластно обратить в бегство при помощи магии целую армию. Напрямую невозможно волшебным образом воздействовать сразу на большое количество людей. При помощи волшебства природный маг сможет разве что убежать или спрятаться от толпы, но никак не победить толпу или тем более отряд воинов в открытом столкновении.




Погребальные обряды и загробная жизнь.

У жителей княжества покойников принято сжигать в погребальном костре. Возле каждого поселения есть специальное место, именуемое «погребальный курган». Обычно погребальный курган – это небольшой рукотворный холм, поросший травой, на вершине которого и проводится кремация. Прах, оставшийся после сожжения тела, собирается в глиняную урну или заворачивается в ткань и закапывается в неглубокую яму у подножия кургана или на его склоне.

В сохранившихся записях есть упоминания, что обряд кремации существовал у всех племён, населяющих земли Пятихатии, ещё задолго до прихода богов. И тогда не было ничего страшнее, нежели умереть в одиночестве на охоте или в странствиях, чтобы некому было сжечь тело и придать земле прах. Однако сейчас жители Пятихатии не боятся того, что их тело останется не сожжённым. Ведь оно всё равно рано или поздно станет землёй, просто огонь ускоряет этот процесс.

Люди не боятся погребальных курганов, где закопан прах их предков. Наоборот, погребальный курган и его окрестности, где закапывается прах, считаются «хорошим местом». Другое дело – места, где кто-то умер насильственной смертью или погиб из-за несчастного случая. Земли, где проливалась кровь, люди стараются обходить стороной. Главный тракт, ведущий от Стольного града к Приграничной крепости, нынче делает большой крюк, огибая «Костяное поле» - место, где состоялась Великая битва Пятихатии.

У жителей Пятихатии нет такого понятия, как «царство мёртвых», «рай» или «ад». Боги никогда не давали людям однозначного ответа о загробной жизни. По намёкам и редким письменным упоминаниям, жрецы делают вывод, что дух человека, покидая мёртвое тело, остаётся привязанным к миру и может воплотиться в другом живом существе, «очищаясь» от всех совершённых за жизнь неправедных поступков. После этого он может вновь воплотиться в новорожденного человека или навсегда покинуть этот мир, «отправившись к звёздам» - туда, откуда пришли боги. Но это лишь интерпретация недомолвок и косвенных упоминаний. Боги учили людей жить, не страшась смерти, но не ставя посмертное существование выше жизни. «Все получат по заслугам и выберут, оставить этот мир или оставаться», – принято приписывать эту фразу одному из учеников Ишты, якобы, слышавшему данные слова от самой богини.

В Пятихатии нет культа посмертной жизни. Считается, что невозможно забрать с собой что-либо, так что не принято закапывать вместе с прахом утварь, украшения и драгоценности. От того, какие поступки ты совершал в течение жизни и будет зависеть последующая судьба твоего духа.




Покупательная способность денег и благосостояние населения.

1 серебряная монета = 20 медным монетам, 1 золотая монета = 20 серебряным или 400 медным. Каждая монета весит около 20 грамм.

Цены на разные товары могут существенно отличаться в разных районах княжества. Так цена на продукты питания в Стольном граде или в посёлках рудокопов может быть в несколько раз выше, чем в сельскохозяйственных посёлках. Профессионально изготовленные инструменты, предметы быта и ткани дешевле всего можно купить в Стольном граде, но большинство крестьян покупают их с наценкой у заезжих купцов, так как не имеют возможности часто посещать столицу.
Не жить впроголодь и обеспечивать семью без проблем может каждый работающий мужчина любой специальности. Голодают разве что сознательно не работающие бродяги.
Простая одежда, продукты питания, инструменты и предметы быта, медные украшения, лекарства доступны для всех категорий населения.
Дорого стоят и не являются доступными для всех: ювелирные изделия из золота и серебра, бумага (чистая и с различными полезными записями), различные магические предметы (как правило, это создаваемые жрецами Троих богов обереги), оружие и доспехи.
Наибольшей ценностью обладают самоцветные камни и другие редкие магические компоненты, используемые в жреческой магии.
Абсолютно бесценны древние записи времён пребывания Троих в мире Пятихатии, хотя, для подавляющего большинства населения старинные документы бесполезны.

Примерный список некоторых цен на товары и услуги в Стольном граде:

0,5 кг пшеничной муки – 2 медных монеты
0,5 кг соли – 5 медных монет (соль в княжестве добывается в Зубцовых горах)
0,5 кг свежего мяса (свинина или говядина) – 10 медных монет
1 кг свежей капусты – 1 медная монета
1 кг яблок – 1 медная монета
10 яиц – 5 медных монет
Забитая курица – 12 медных монет

Обед в городской харчевне – 2-5 медных монет
Переночевать на постоялом дворе – 2-5 медных монет

Глиняный горшок или бутылка – 1-5 медных монет
Железный нож – 30 медных монет
Железный топор – 60 медных монет

1 чистый бумажный лист – 20 медных монет
Баночка чернил – 50 медных монет
Берестяной футляр для свитка – 2 медных монеты

Длинный кинжал – 100 медных/ 5 серебряных монет
Меч – 400-1200 медных/20-60 серебряных/1-3 золотых монеты
Стрела для боевого лука – 5 медных монет





Нелюдь.

Для жителей Стольного града нелюдь (иногда называемая нечистью) настолько же реальна, насколько реальны для современного харьковчанина сомалийские пираты. То есть это что-то объективно существующее и опасное, но невообразимо далёкое и никак лично тебя не касающееся.

В мире Пятихатии нет сказочных созданий, которые живут рядом с человеком, вроде домовых, банников и т.д. Места обитания людей и нелюди последние века почти не пересекаются. Для городских жителей нелюдь – это скорее персонажи из страшных сказок, которые могут стать реальными, только если поехать к границам невообразимо далёких Диких земель. Чем дальше от столицы, тем больше люди уделяют времени и внимания тому, чтобы обезопасить себя от нелюди, ничем не разгневать этих таинственных созданий, стараясь даже не упоминать их в разговорах. Непосредственно встретить кого-либо из нелюди «во плоти» доводилось очень малому количеству людей, даже живущих на границах Диких земель. Другое дело, что неурожаи, болезни и различные неприятности вроде возможности заблудиться в знакомом лесу, люди часто объясняют гневом обитателей Диких земель.

Принято разделять нелюдь на «светлую» и «тёмную».
Тёмную нелюдь также называют нечистью. К ней относят упырей, вурдалаков, оборотней и ещё многих менее сильных, но злобных существ. Считается, что тёмная нечисть жила здесь задолго до прихода Троих богов. Люди тогда были слабые и не могли защитить себя от жутких созданий, охотившихся под покровом темноты. Боги научили людей сражаться при помощи оружия и дали людям защитные чары, позволявшие обезопасить себя от тёмной нелюди. С тех пор, нечисть больше не селится рядом с людьми, однако даже вооружённому и защищённому чарами путнику лучше не приближаться к её логовам в Диких землях.
Светлую нелюдь жрецы часто зовут «детьми Ишты». Считается, что эти создания появились тогда, когда боги жили среди людей. Непонятно, является ли богиня матерью этих созданий в человеческом понимании, но существует много упоминаний того, что возникновение светлой нелюди напрямую связано с божественным вмешательством. Эти существа неразрывно связаны с окружающей природой, из которой они черпают свои силы. К светлой нелюди относятся водяные, лешие, лесные и озёрные мавки и ещё множество мелких менее могущественных созданий.

Считается, что практически любая нелюдь способна на время принимать человеческое обличие и даже являться в таком виде в обитаемые земли. Некоторые существа могут превращаться в зверей и птиц, оборачиваться деревьями или прятаться в тени.

Чары, которыми обладает нелюдь, могут воздействовать на человеческое сознание, например, вызывая беспричинный страх, сонливость, похоть, агрессивность или даже желание покончить с собой. Также считается, что тёмная нелюдь способна насылать на человека и животных болезни. Светлая нелюдь может воздействовать на силы природы, например, вызвав засуху на человеческих полях, или наоборот помочь понравившемуся землепашцу избавиться от корней и невыкорчеванных пней на поле. Всё зависит от человека. Другое дело, что очень трудно понять, какие действия понравятся, а какие разозлят обитателей Диких земель. Эти существа мыслят совсем по другому, их поступки и система ценностей непонятны обычному человеку. Поэтому большинство жителей княжества старается на всякий случай избегать любого взаимодействия с нелюдью.




Начало игры.

На момент начала игры – лето 345 года от Исхода богов.

В Пятихатии последние 5 лет правит князь Лучеслав из династии Святополковичей. Князь женат. Его дочери 19 лет.
Продолжается «период затишья», начавшийся при правлении князя Светломира «Тихого» - отца Лучеслава. Это время экономической стабильности и благополучия, не примечательное никакими крупными потрясениями. Минуло более 30 лет с момента последнего крупного вторжения войск неприятеля на земли Пятихатии, закончившегося «Великой битвой», в которой князь Всеволод «Защитник» – дед Лучеслава – разбил захватчиков. Уже почти забылась случившаяся около 40 лет назад смута Мстиведа Кровавого, когда после падения Приграничной крепости под властью бесчинствующих банд оказались приграничные земли княжества.
Пока Лучеслав никак существенно не проявил себя, продолжая править подобно отцу.



_
запись создана: 23.02.2012 в 23:40

URL
   

главная